Советская фантастика

Nobody

Раздел "Наука и Религия"
Команда форума
Модератор
#1
Каким видели светлое будущее Кир Булычёв и другие советские писатели-фантасты

В Советском Союзе было много разговоров о будущем – его строили, и обязательно светлое, коммунистическое, с высокой культурой быта и притом без мещанского уюта. Почти вся советская научная фантастика была посвящена вопросу, как выглядит это светлое будущее и, главное, чем же будет заниматься человек, которому не надо зарабатывать деньги и стоять в очереди за колбасой.


Светлое будущее не показать без тёмного настоящего

Когда речь идёт о советских писателях, сумевших создать своё собственное объёмное видение будущего, вперёд выходят четверо. Братья Стругацкие, создавшие концепцию светлого завтра, которую теперь называют Миром Полудня, по названию одного из их романов. Иван Ефремов, певец грандиозных задумок. Кир Булычёв – практически создатель двух параллельных будущих: игрового, детского, где живёт Алиса Селезнёва и существуют путешествия во времени, и взрослого, с покорением космоса.

Если посмотреть внимательно, то во многом мир будущего у этих писателей передаётся через столкновение советской утопии с популярными во всемирной научной фантастике антиутопии. Особенно это заметно в книгах Булычёва. Иногда кажется, что вся книга написала для того, чтобы придумать антиутопичный мир, а потом в него внезапно, с небес, падают прогрессивные коммунисты-земляне и всех быстренько спасают.

Как правило, в противопоставленных светлому коммунизму антиутопиях инопланетяне или, иногда, жители пока ещё сохранившихся капиталистических стран страдают от всего того, что уже существовало в двадцатом веке: милитаризм, разрушение среды обитания из-за экологической несознательности, кризис перепотребления и тому подобные. Этим советская фантастика отличалась от западной, где часто антиутопия базировалась на научно-техническом прогрессе, который непременно попадал не в те руки или изначально концентрировался на изобретениях, которые помогали элите получать неограниченную власть.

Советского человека воспитывают с пелёнок

Начиная с самого появления СССР официальной позицией относительно того, откуда возьмётся новый, чистый душой советский человек главным ответом было воспитание коллектива. Вопрос был в том, как именно коллектив это сделает. У Ефремова и Стругацких вопрос решён через системы интернатов, Кир Булычёв в этом отношении выделяется: его Алиса Селезнёва много времени проводит во взаимодействии со взрослыми рабочими коллективами (отца и его друзей) и со школьными товарищами (Аркадием и Пашкой), но, тем не менее, она растёт прежде всего дома. Правда, как и дети в романах Ефремова и Стругацких, общается с родителями чуть ли не преимущественно по видеосвязи.

Конечно, интернаты будущего, в которых люди светлого завтра будут оставлять на воспитание своих детей, корифеи научной фантастики не видели в точности такими, как в своём настоящем. Во-первых, научно-технический прогресс позволит детям будущего общаться с родителями так же часто, как, например, общались воспитываемые няньками дворянские дети прошлого. Во-вторых, заметны и различия к подходу в воспитании.

У Стругацких в интернатах (в которые, кстати, отдавать детей необязательно) скорее домашняя атмосфера. У детей есть наставники, с которыми они, похоже, состоят в тёплых эмоциональных отношениях, и их жизнь полна неформальными тёплыми отношениями со сверстниками, похожие на отношения братьев и сестёр. В их мире возможны приключения, жизнь не состоит из одной только дисциплины. У Ефремова воспитание детей описано заметно меньше и упор делается на привитии чувства прекрасного, буквально во всём – даже в позах. Правда, по итогу человек будущего по Ефремову склонен совершать скорее красивые, чем разумные поступки…

Дети будущего у Кира Булычёва очень самостоятельны, любознательны, отзывчивы (кстати, как и у Стругацких). Они растут активными людьми, готовыми проявить инициативу – даже «ботан» Аркаша, друг Алисы Селезнёвой, без труда переходит к действиям, когда находит это необходимым. И, кстати, похоже, в их школах скорее проектное образование, чем обычное урочно-часовое – и итог можно счесть потрясающим. Конечно, Алиса и Аркадий в принципе дети с «подарочным» характером, поэтому они могут быть так успешны в учёбе (а они успешны), но и гиперактивный, слишком увлекающийся и порой забывающий о логике Пашка тоже демонстрирует способность обучаться и недюжинную эрудицию.

Уже сейчас некоторые предположение этих фантастов сбылись, несмотря на то, что коммунистическое будущее ближе не стало. Так, видеосвязь действительно облегчила детям возможность общаться даже с очень занятыми родителями, а родители чаще стали работать если не на другом конце вселенной, то в других краях страны и мира. Финляндия перешла на проектное образование, отказавшись от обычных школьных программ. А вот самостоятельность детей не просто не стала выше в мире в целом – она, напротив, уменьшилась по сравнению с годами, когда писатели творили светлое завтра в своих книгах.

Вопросы быта и увлечений

Герои всех четверых писателей по-своему презируют быт и моду… Очень по-своему. У Ефремова, например, люди будущего живут преимущественно во временных квартирках, практически не задумываясь о том, как возить за собой скарб – ведь он состоит только из нескольких памятных вещей. Всё остальное – посуду, одежду, книги, да что угодно вообще – можно получить на месте. Все дома строятся рационально, с самой необходимой мебелью и ровно той техникой, которая позволяет не тяготиться бытом, обустроенным не слишком сложно. Несмотря на то, что Ефремов провозглашает подчёркнутый эстетизм будущего, по быту ясно, что в нём практически нет места небольшим творческим хобби. Даже кулинарии.

В некотором роде с бытом Ефремов угадал. Современные молодые люди из развитых страх часто делают выбор в пользу жизни с рюкзаком, разъезжая по хостелам или коливингам (что-то вроде продвинутого общежития с услугой уборки, включённой в оплату жилья). Они раздают или распродают вещи перед переездом и покупают или берут в дар на месте новые, сохраняя в постоянной собственности только некоторые гаджеты и памятные вещицы. Современная техника позволяет им не думать слишком много о бытовых вопросах. Атмосфера и отношение к быту очень похоже на то, что рассказывали о своей молодости в двадцатых многие учёные и приключенцы: когда работа захватывает, когда ты делаешь что-то невероятно крутое, тебя не очень смущает аскетичность твоей жизни.

У Стругацких в будущем люди, похоже, смогут выбирать, жить ли им в уютных маленьких домиках (из которых хорошо получаются уединённые рабочие лаборатории) или в современных городах. А может, не заводить постоянного жилья и бродить по Земле, планетам и просто космосу. Быт всё так же мало занимает героев светлого завтра, пока они не сталкиваются с чем-то отвратительным, оказываясь в пространстве антиутопии – например, Макса Камеррера тяготит необходимость мытья под струями не очень чистой воды. Одежда людей будущего, в основном, практична и не стесняет движений – ведь в любой момент может захотеться поиграть в волейбол или пробежаться по росе. Движение вообще очень важная часть жизни людей будущего.

Булычёв гораздо больше уделяет внимания бытовым деталям в детских повестях, чем во взрослых. Например, там мы видим пневмопочту – трубы, по которым приходят посылки, или роботов-домработников. Жизнь Алисы переполнена бытом, потому что детям, что ясно понимал автор, интересно как раз то, как будут жить люди будущего, а не то, как они будут работать. Летя на космическом корабле с друзьями, она по очереди дежурит по хозяйству – что даёт возможность показать характер безалаберного и немного эгоистичного друга Пашки, который, в отличие от Аркаши, думает только о великих вещах, а не о завтраках и уборке. На корабле отца она ухаживает за инопланетными существами. И так далее – нет книги об Алисе без интересных деталей обычной жизни. Тем не менее, в романах Булычёва практически нет особых находок, он фактически пользуется при описании быта уже существующими представлениями о том, как продвинутся техники будущего.

Мир светлого завтра по Булычёву – это как раз мир хобби, которым уделяется много времени, которые помогают учиться за счёт мотивации и со временем превращаются в любимую работу. Так, Аркадий увлекается генетикой, Павел – тайнами и секретами, Алиса – путешествиями в космосе (и ситуациями, в которых можно проявить свои лидерские качества). Легко представить, какой набор профессий может вырасти из этих увлечений. И это очень похоже на жизнь новых поколений в развитых странах: глубокое увлечение тем или иным занятием и раннее проникновение в секреты связанной с ним профессии встречается теперь очень часто.
 

Nobody

Раздел "Наука и Религия"
Команда форума
Модератор
#2
Из писем Ивана Ефремова

Одним из лучших советских писателей-фантастов был Иван Антонович Ефремов.

Он не только описал возможное светлое будущее человечества, но и предостерег о возможном темном будущем. Причем, задолго до того, как оно начало воплощаться в жизнь.

Вот строки из его писем к друзьям, написанные в конце 60-х - начале 70-х годов ХХ столетия.

Еще один пример: "Очень широкое использование формулы Маркса «бытие определяет сознание» в этом виде является действительно метафизическим, потому что ей недостаёт 2-й части: «сознание определяет бытие». Теперь до марксистов доходит, очень медленно, что духовное сознание является вполне реальной силой, особенно в приспособлении, выживании и «пути вверх» в целиком материалистических процессах. Кстати, если дух является высшей формой материи, то что тогда? Почему он не может быть реально силой и неизбежной «оборотной стороной» в диалектическом мире?"

1966 год.

"Некомпетентность, леность и шаловливость «мальчиков» и «девочек» в любом начинании является характерной чертой этого самого времени. Я называю это «взрывом безнравственности», и это, мне кажется, гораздо опаснее ядерной войны. Мы можем видеть, что с древних времён нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики. Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения."

"Когда для всех людей честная и напряжённая работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и перевозить людей? Бесчестные, каковыми они являются в настоящее время, как они смогут проводить научные и медицинские исследования?"

"Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдёт величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке."

1969 год.

"Будущие три десятилетия, по-моему, являются решающими в борьбе человечества за счастье и социальную справедливость."

"Вторая половина нашего века отчётливо показала, что наука без серьёзных социальных преобразований не способна решить проблемы, стоящие перед человечеством. Эти проблемы становятся все острее. Быстрыми темпами нарастает загрязнённость атмосферы, нехватка пресной воды, истощение естественных ресурсов и разрушение природы".

"До сих пор наука или косвенно способствует этому или берет на себя роль регистратора процесса, вместо того, чтобы полностью поставить себя на службу счастья человечества."

"Физика, например, из самой передовой все больше превращается в консервативную и абстрактную дисциплину. Ей следуют и некоторые другие отрасли знания. Между тем религия в плане всего человечества отошла на задний план, а на ней прежде покоилась общественная мораль. Наука, заменившая религию, особенно в социалистических странах, уделила мало внимания разработке научно обоснованной системы морали и общественного поведения человека в обществе, отдавая почти все силы погоне за открытиями вообще. Но познание «вообще» антигуманистично и антиморально, поэтому все резче грань между потребностями человека и ходом развития науки и техники."

"Во второй половине века величайшим достижением суммированного человеческого гения явилось понимание великой сложности мира, происходящих в нем процессов и соотношения человека и природы."

"В колоссальном количестве проблем и вопросов, стоящих перед наукой и техникой ближайших десятилетий, необходимо выбрать то, что послужит человеческому здоровью, новой научной коммунистической морали, отвернёт всех о преклонения [перед] вещами — главного яда капитализма, поможет спасению и восстановлению погибающей природы. Иными словами — или наука и основанная на ней техника за ближайшие три десятилетия сделают решительный поворот к решению социальных, моральных и экологических проблем, и решению скорому, или она уже не будет нужна в ее настоящем виде при катастрофе, которая по — моему убеждению, наступит между 1998 и 2005 годами, если капиталистическая система общественных отношений будет продолжаться до того времени."

"Этот поворот науки к гуманизму и социальному переустройству и будет, на мой взгляд, величайшим достижением человеческого гения, тем более важным, что критический момент приходится как раз на рубеж тысячелетий"
1970 год.

"Дать подростку 12—14 лет представление о самом себе, как о творце нового, исследователе неизвестного вместо формируемого уже к этому моменту стереотипа «успешного обывателя», который заполонил всю западную ноосферу и прочно укоренился в нашей. За социалистическими и коммунистическими лозунгами уже давно скрывается мещанская, обывательская алчность и зависть и стремление к лёгким деньгам и вещам. Хороший (плохой!!!) пример — наши больницы, где человек остаётся наедине со своим страданием. Не имеющие психологической подготовки врачи сами боятся страданий больного и своим цинизмом и равнодушием только усугубляют его положение, сжимая спираль инферно. То же самое можно сказать про школы, в большинстве своем производящих чёрствых и костных выпускников, начисто лишённых любопытства, чего не было ещё 20 лет назад. Школьные программы погрязают в деталях, вместо того, чтобы создавать систему представления об окружающем мире, в результате успешные ученики — «зубрилы», начисто лишённые творческого мышления. Они попадают в ВУЗ, а потом приходят на предприятия, в КБ, НИИ, начисто лишённые целостного представления об устройстве мира. Мыслители уровня Вернадского в ближайшее время не появится ни в России, ни на Западе!"

"Избыток информации, отсутствие системы представлений, целостного взгляда на устройство мира приводит к тому, что палеонтолог-позвоночник «плавает» в палеоэнтомологии и наоборот, биохимик не знает эмбриологии, но при этом рассуждает о генах, белках и т.п. и т.п. Научиться совмещать знание широких областей наук о природе (которые суть одна наука натуроведение, как писал Вернадский) и не обременять свой мозг и свою память множеством деталей, которые лежат бесполезно 99,999999999% времени двуединая задача."

"1. Создание новых способов хранения информации — книги и научные журналы безнадёжно устарели. Тут я вижу прогресс только в дальнейшем развитии вычислительных машин (компутеров)."

"2. Обучение человека работе с собственной памятью. Мы никогда не забываем того, что когда-либо увидели или прочли. Здесь опять важно обратиться к опыту тибетских и буддийских монастырей. Наблюдения индийских учёных показывает, что люди прошедшие даже начальную подготовку в таких монастырях имеют гораздо меньшую психическую утомляемость, способность к концентрации внимания и обучаемости. Притом, это не заучивание телефонных справочников наизусть, а обучение целостным областям знания, умение делать логические выводы, обобщения и гипотезы. Очистить все от религиозной и мистической шелухи и использовать в современной науке и образовании. Перестать запрещать книги по восточной медицине, йоге и духовным практикам под предлогом борьбы с религиозным мракобесием. В некоторых наших книгах мракобесия поболее будет!"

"Сращивание человека с компутером (тема тоже популярная в фантастике) такая же утопия. Если человек не научится управлять своим мышлением, то и у такого существа целостному мышлению неоткуда взяться. Будет цивилизация ходячих телефонных справочников."

"Кто может стать движущей силой прогресса? Неужели пролетариат? Но попадая во властный класс, он сам становится выразителем и проводником этого класса. Это видно на примере профсоюзных лидеров США, да и у нас, зачастую, не редкость."

1971 год.

«…На земле все довольно уныло, особенно это будет ощущаться в скором будущем. Это совпадает со старыми индийскими и тибетскими пророчествами о высших и низших пиках. Графически я изобразил их на диаграммах. Низший пик в 1972 г (это было в 1969 г.), подъём в 1977 г. и огромный провал с колоссальными войнами в период между 1998 и 2005 гг. — временем Белого Всадника из Майтреи. Но я не доживу до этого времени, может быть, доживете Вы?...»

Из письма своему другу, профессору Э. Олсону незадолго перед смертью.

Призрак Торманса все увереннее материализуется на Земле. И станет ли наша планета миром инферно - зависит в том числе и от нас.